Четверг
21.11.2024
19:03

RSS
 
Официальный сайт МБОУ "ООШ №3"
Главная
Методическая копилка »

Меню сайта


Визитная карточка

413100, Саратовская область, г. Энгельс,
ул. Менделеева, д.7.
телефон: 8(8453) 72-84-39; 76-17-78

Категории раздела

Мои файлы [23]

Главная » Файлы » Мои файлы

«Марфа – Посадница, или Покорение Новагорода». 8 класс. Полещенко О. Н.
18.04.2010, 16:47

Противостояние Новгорода Москве в эпоху Ивана III в произведениях

 Н. М. Карамзина «Марфа – Посадница, или Покорение Новагорода»

 «История государства Российского»

Цели: 

1.                 Познакомить обучающихся с особенностями процесса присоединения новгородских земель к Москве и   соотнести исторические факты с реалистическим отражением их в книгах   Н.М. Карамзина «Марфа – Посадница» и "История государства Российского”. Показать героизм, мужество и преданность новгородцев свободе.

2.                 Развивать навыки сопоставительного анализа.

3.                 Формировать правовую культуру учеников: умение оценивать материал, высказывать своё мнение, отстаивать его, проявлять активную гражданскую позицию. 

Оборудование:

1.                 Эпиграфы:

Новгород – государь наш!

Н.М. Карамзин "Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода”

2.                 Презентация. 

3.                 План урока.

4.                 Материалы стенда « Господин Великий Новгород», «Н. М. Карамзин».

5.                 Запись колокольных звонов.

 

Ход урока. 

I.        Приветствие. Оргмомент. Запись темы урока.

II.                      Слово учителя о Новгороде.

III.                   Беседа по вопросам:

- Что вам известно об истории Великого Новгорода?

- С именами каких русских князей связана история города?

- Что вы знаете о новгородском вече?

- Какие легенды связаны с началом покорения Новгорода Москве?

IV. Слово учителя: «Собирание русских земель» началось задолго до Ивана III. Дмитрий Донской также совершил поход на Новгород. Политику покорения Новгородской республики продолжил Иван III. Как проходил этот процесс, какими непростыми и трагическими были отношения между Новгородом и Москвой - содержание урока.

1.                 Обстановка в Новгороде в середине XV века. Борьба сторонников и противников союза с Москвой. Неспокойное положение в Новгороде, недовольном политикой, проводимой московским князем Иваном III. Исторические события, их цели, причины, побудившие Ивана III организовать поход на Новгород в 1471 году.

2. Сообщения о трудах Н.М. Карамзина, «Истории государства Российского», повести «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода».

3. Сообщение учащимся о взаимоотношениях Новгорода и Москвы и участии в делах гражданских Марфы Борецкой. Марфа Посадница как личность, возглавлявшая борьбу новгородцев против самодержавной власти. 

4. Просмотр фрагмента фильма «История государства Российского». Поход Ивана III на Новгород в 1471 году. Битва на реке Шелони. Серия 163.

5. Временный мир между Москвой и Новгородом.

V. Работа с текстом повести «Марфа – Посадница».

 

1.                 Историческая справка «Марфа Борецкая».

2.                 Повесть начинается с политического диспута между великокняжеской Москвой Ивана III и республиканским Новгородом. Выразительное чтение фрагмента  из 1 главы.

3.                 Проанализировать речи двух ораторов (князя Холмского и Марфы Борецкой); определить, какие аргументы в защиту своих интересов приводит каждый из них.

4.                 Случаен ли образ Вадима в повести? Почему писатель упоминает о нем в связи с Марфой Борецкой? Справка о «Вадимовом месте».

5.                 По древним обыкновениям и нравам славянским женский пол удалялся от всякого участия в делах гражданства. Почему же Новгородское вече дозволило решить свою судьбу и судьбу отечества Марфе Борецкой?

6.                 Как сама она, по версии Карамзина, объясняет свое право быть защитницей вольности?

7.                 Наблюдения за поведением главной героини, ее поступками, делами, чувствами, переживаниями.

8.                 Определить, какие качества натуры наиболее обычно отражают суть этого образа.

9.                 Выразительное чтение текста. Обращение Марфы Борецкой к новгородским воинам, отправляющимся на битву с войском Ивана III.

10.             Какие качества Марфы-Посадницы вызывают уважение?

 

VI. Учитель о походе Ивана III на Новгород. Новгородцы творят обиды москвичанам. Государь требует от них исправления. Борецкие, овладев правлением, отправляют посольство в Литву. Иван III не прощает измены и объявляет войну. Началось страшное опустошение. Происходит битва на Шелони 1471 г. Скорбью наполнены слова одного из участников этой битвы Михаила Храброго, который поведал со станиц повести о чувствах новгородцев в страшные часы кровавой битвы.

VII. Беседа по вопросам:

- Отличается ли изображение новгородских событий в повести «Марфа – Посадница» и в историческом труде Н. М. Карамзина?

- В чём вы нашли эти различия?

- Чем объясняется различное изображение одних и тех же событий в повести «Марфа – Посадница» и в историческом труде Н. М. Карамзина?

 

- Чем завершилось противостояние Новгорода Москве?

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал:

 

«В 1569 году Иван Грозный сделал с Новгородом то, чего не делали с русскими людьми и городами ни какие войны ни с западом, ни с татарами. Наступил конец «Великому» Новгороду. Царь Иван Грозный с молодости не терпел Новгорода. При учреждении опричнины он обвинял русский народ, в том, что прошедшие века этот народ не любил царских предков.

Новгородцы уже знали об этом и чуяли над собой беду, когда митрополит Филипп проезжал через Новгород в Москву, к нему сошлись жители и молили ходатайствовать за них перед царем. Новгородцы не могли брать на себя исторической ответственности за прежних, так как они происходили большею частью от переселенных Иваном III в Новгород из жителей других русских земель, но для Ивана Грозного это было неважно. В 1569 году Иван начал выводить из Новгорода и Пскова жителей с их семьями. Новгород и Псков были в большом страхе.

Какой-то бродяга, родом волынец, наказанный за что-то в Новгороде, вздумал разом отомстить новгородцам, и угодить Ивану. Было написано письмо как будто от архиепископа Пимена и многих новгородцев к Сигизмунду-Августу, бродяга спрятал это письмо в Софийской церкви за образ Богородицы, а сам убежал в Москву и донес государю. Царь с жадностью ухватился за этот донос, и тотчас отправил в Новгород искать эту грамоту. Чудовищно развитое воображение Ивана и любовь к злу не допускали его до каких-либо сомнений в правоте этого доноса».

 

IX. Выводы по уроку.

 

Х. Домашнее задание по вариантам:

 

  • эссе «Уроки Великого Новгорода»,
  • «Марфа Борецкая в повести Н. М. Карамзина и в жизни»,
  • «Чем обусловлены различия повести «Марфа – Посадница» и «Истории Государства Российского»?

ХI.  РЕФЛЕКСИЯ

 

Категория: Мои файлы | Добавил: xxx
Просмотров: 9107 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика