Модернизация Российского образования: необходимость и
целевые ориентиры В ХХ веке советская система образования проявила себя
как одна из лучших в мире образовательных систем. Однако с 80-х годов ХХ века
она вступила в полосу кризиса, продолжающегося до настоящего времени.
Образование, которое мы имеем сейчас, во многом не отвечает реальным
потребностям российской цивилизации и экономики, запросам населения. Ситуация
усугубляется тем обстоятельством, что именно образованию в постиндустриальном
обществе отводится ведущая роль в обеспечении конкурентоспособности каждого
человека и страны в целом.
В 2001
г. была принята Концепция модернизации российского
образования на период до 2010
г., определившая конкретные направления преобразований и
набор инструментов для их реализации.
Модернизация любой сферы социальной жизни является
сложным процессом, тем более такой важной и затрагивающей интересы всех
граждан, как образование.
Модернизация образования преследует следующие цели:
- обеспечение соответствия содержания образования
потребностям современной социальной жизни;
- обеспечение высокого качества образования;
- обеспечения доступности качественного образования
всем гражданам.
В марте 2007 г. состоялся конкурс проектов комплексной модернизации,
представленных регионами Российской Федерации. В конкурсе приняли участие 51
регион.
В качестве основных направлений модернизации
образования, реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках комплексных
проектов предусмотрены:
1) введение новой системы оплаты труда работников
общего образования, направленной на повышение доходов учителей;
2) переход на нормативное подушевое финансирование
общеобразовательных учреждений;
3) развитие региональной системы оценки качества
образования;
4) развитие сети общеобразовательных учреждений
субъекта РФ: обеспечение условий для получения качественного общего образования
независимо от места жительства;
5) расширение общественного участия в управлении
образованием. С 1 сентября 2007 г. образовательные учреждения перешли на отраслевую систему оплаты труда. Прежде всего, новая система
оплаты труда направлена на стимулирование педагогического работника,
стремящегося к достижению высоких результатов своей деятельности посредством
повышения:
- уровня образования
- уровня педагогического мастерства
- уровня эффективности и качества работы.
Введение нормативно подушевого финансирования – это
один из основных инструментов нового финансово-экономического механизма в
образовании. Нормативное финансирование позволяет финансировать не школу
как объект, а предоставление школой образовательной услуги, то есть ее
деятельность.
Направление «Развитие сети общеобразовательных
учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего
образования независимо от места жительства» является одним из наиболее
ответственных направлений комплексной модернизации образования.В Московской
области программа развития сети не предполагает закрытия школ или высвобождения
педагогов.
Активное участие общественности является одной из
приоритетных задач и одновременно необходимым условием эффективной реализации
Проекта, снижения возможных социальных рисков.
Во всех общеобразовательных учреждениях начали работу
Управляющие советы, обеспечивающие демократический, государственно-общественный
характер управления общеобразовательным учреждением, обладающие комплексом
управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Проект модернизации носит комплексный характер,
обеспечивающий реальную связь в достижении главной цели – повышения качества
образования. |