Вторник
19.03.2024
09:49
 
Официальный сайт МБОУ "ООШ №3"
Главная
Советы психолога »

Меню сайта


Визитная карточка

413100, Саратовская область, г. Энгельс,
ул. Менделеева, д.7.
телефон: 8(8453) 72-84-39; 76-17-78

Категории раздела


Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]


    Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не одной памятью.
 
    Каким образом помогать ребёнку в учёбе? Как пробудить у него интерес к школьным занятиям, к чтению книг? Какими приёмами вырабатывать у детей прилежание?
    Сосредотачивать внимание детей лишь на получении отличных и хороших отметок, а свою помощь ограничивать только проверкой выученного материала - не лучший приём и он эффективен отчасти и какое-то время в начальных классах или при навёрстывании упущенного.
    Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к приобретению знаний, вызывать желание учиться, потребность узнавать новое, и не только на уроке, стремление всегда искать ответы на вопросы, возникающие в жизни, во время занятий, при чтении книг.
    С самого первого школьного дня ученик должен получить дома своё постоянное рабочее место; все необходимые школьные принадлежности; иметь возможность делать задания в разумное режимное время; чувствовать, что к его занятиям взрослые относятся с уважением, считают их делом очень серьёзным.
    На наших глазах наука и современная техника проникают везде и всюду, рождают новые профессии…
    Учёные фактами доказывают, что сейчас каждые 5-10 лет объём человеческих знаний удваивается. Поэтому, чтобы не отставать в их усвоении от темпа развития науки, техники, культуры, необходимо уже с детства развивать пытливость ума, тренировать его, учиться глубоко, всесторонне размышлять, задумываться над тем, что происходит вокруг.
    В школы пришли компьютеры, Интернет – это пробуждает активность мысли, знакомит с новыми фактами, даёт большую экономию во времени, развивает научные интересы, способствует раннему выявлению склонностей и способностей школьников.
    Есть здесь и опасность для здоровья и для возникновения некоторой пассивности мысли.
 
Помните! В применении технических новшеств должен соблюдаться разумный предел!
   
    Если вам самостоятельно определить его сложно, то обратитесь к профессионалам.
    В школе педагог помогает ученику воспринимать новый материал, осмысливать его. Он, как дирижёр, приводит в движение то одну, то другую форму мышления учеников: то заставляет новое сравнивать с тем, что известно, то связать его с тем, что уже изучалось ранее. Учитель подводит учеников к самостоятельным выводам, обобщениям, учит систематизировать пройденное. Развивая, таким образом, мыслительные способности школьников, он имеет возможность наблюдать за умственными способностями каждого. Но каковы бы ни были способности, что усвоить материал глубоко и надолго его нужно запомнить, то есть неоднократно закрепить. Эту задачу и выполняют домашние задания и не только сделанные в стенах школы, но и дома. Очень много можно говорить о тех приёмах и методах, с помощью которых родители осуществляют руководство домашней учебной работой детей. Однако хороши только те средства, приёмы, которые заставляют ребёнка мыслить, думать, соображать, преодолевать трудности, связанные с учёбой, вызывают потребность в умственном труде.
 
Теперь об оценках...
 
    Каждый человек самоценен, но мы все разные и не нужно сравнивать свою учёбу с учёбой ребёнка, а тем более с наиболее успешными одноклассниками.
    Плохая оценка - почти всегда беда для ребёнка, даже для тех, которые напускают на себя безразличный вид.
    Правильно поступают те родители, которые к ребёнку, сообщившему о полученной плохой отметке, относятся как к человеку, попавшему в беду.
    Конечно, прежде всего, важно внушить ребёнку, что его горе поправимо. Поэтому не следует падать духом, а надо как можно скорее наверстать упущенное. Ведь самое страшное – не плохая оценка в дневнике. Беда в том, что не усвоена какая-то тема из пройденного на уроке.

    Если с раннего детства ребенку внушать определенные словесные формулы (чем мы родители, собственно, и занимаемся), то к тому моменту, как ребенок вырастет, они будут прочно вплетены в его самооценку.
    Как правило, родители передают своим детям именно те словесные формулы, которые им когда-то были переданы их родителями, добавляя, конечно, что-то и из своего опыта. И это вполне естественно: ведь можно научить другого только тому, что умеешь сам.
  
Как наше слово отзовется?
    МНОГИЕ проблемы психического и физического характера взрослых людей идут из детства.
• Почему, несмотря на многочисленные попытки похудеть, некоторые так и не смогли этого сделать?
• Отчего некоторые взрослые люди часто провоцируют вокруг себя массу конфликтов, сами того не желая?
• Как так происходит, что умные и сообразительные сотрудники не всегда становятся «у руля» компании, а посредственные и недалекие – легко пробиваются в начальство?
• А бывает ли так, что когда вам необходимо начать важное дело, вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде, интересной телепередаче или срочной уборке квартиры?
• Бывает ли так, что вы без проблем подбираете подарки для своих близких, но вот выбрать что-нибудь в магазине для себя – неразрешимая задача?
    Для того чтобы понять причину этих и многих других похожих ситуаций, нужно ответить на важные вопросы:
 
1. Часто ли вы в детстве слышали такие фразы:
    «Горюшко ты мое…», «Когда ж ты, наконец, поумнеешь (вырастешь, выздоровеешь)?», «За что мне такое наказание?» «Мне не нужен такой плохой ребенок», «Ты не рассуждай, а делай, что тебе говорят!», «Ты еще маленький, у тебя все равно не получится, дай-ка лучше я сама…», «Я лучше знаю, что надо делать!», «Как я волновалась, когда ты заболел! и т.п.
 
2. Бывает ли так, что вы подобные слова говорите своему ребенку?
    Эти и подобные выражения психологи называют родительскими директивами и считают их очень опасными. Скрытый смысл такой директивы – облегчить себе управление ребенком путем возбуждения в нем хронического чувства базисной вины. За неисполнение этих скрытых приказаний ребенок расплачивается обычно косвенно – собственным чувством вины перед родителями. Основные директивы ребенок получает до 6 лет, а звучат эти приказы в голове ребенка на протяжении почти всей жизни. И проблема состоит не в количестве подобных указаний, а в том содержании, которое они предают ребенку.
 
3. А как продолжает жить эта директива в душе взрослого человека?
    Она может давать о себе знать через ощущение никчемности своего существования, стремление постоянно доказывать себе, что я «что-то значу», глубинное неверие в то, что «меня можно полюбить», постоянное подспудное ощущение собственной «плохости», а также через стремление к вредным привычкам
 
4. Что же делать?
    К сожалению, полностью избежать родительских директив в воспитании детей практически невозможно. Главное, чтобы мы сами освободились от влияния директив, высказанных нам нашими родителями, и по возможности оградили своих детей от собственных подобных указаний.
 Именно поэтому нельзя говорить : «Ты мне такой не нужен»; «Я из-за тебя не успела …»; «Ты не дал мне сделать, то, что я хотела» и т.п. Можно говорить, например : «Я беспокоилась о тебе (бросила работу, не написала диссертацию), но ты в этом нисколько не виноват»; «Я волнуюсь по поводу твоего здоровья, потому что люблю тебя, я твоя мама (папа, бабушка). Когда ты сам будешь взрослым, ты будешь любить своих детей и беспокоиться о них».
 
Все «правильные» формулировки придут сами собой, если вы примете самого себя как человека, как взрослого, как родителя.

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
 
2. Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
 
3. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
 
4. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
 
5. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
 
6. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
 
7. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
 
8. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
 
9. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
 
10. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
 
11. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
 
12. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
 
13. Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
 
14. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
 
15. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.
 
16. Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
 
17. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
 
18. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
 
19. Сделайте своей главной заповедью – «не навреди»!

Поощрения или наказания?!
 
Поощрения и…
    Умеете ли вы поощрять своих детей? Вопрос кое-кому может показаться странным.
    Кто из родителей не чувствует порой желания, потребности, необходимости похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать, сделать подарок. Разве трудно сделать ребёнку приятное? При чём тут умение? Поощрение – это очень важный педагогический приём. Пользоваться им надо умело. Когда ребёнка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Если цели детей благородны – это бесценно!
    Поощряя благородные побуждения у детей, мы помогаем им накапливать хороший нравственный опыт, учим их чувствовать радость, удовлетворение от бескорыстных, добрых поступков. Нужно ли поощрение деньгами?
    Это сугубо индивидуально и очень кратковременно, а иначе можно собственноручно создавать благоприятные условия для развития в характере ребёнка корыстолюбия, жадности, недобросовестного отношения к труду. Вопрос о поощрении надо поставить так: какой труд, какие поступки, какие действия, когда и каким образом целесообразно, с педагогической точки зрения, отмечать особой похвалой, одобрением, наградой. Я разделяю точку зрения тех, кто считает заслуживающими особого поощрения только те действия, которые требуют от человека умения пренебречь своими интересами ради кого-то. Ради какого-то важного общественного дела, которые требуют нравственного сознания, особых волевых, физических усилий. Все знают житейскую мудрость о копейках, из которых складывается рубль, а ведь из необдуманных поступков родителей может постепенно наращиваться нравственная ущербность в личности маленького человека, если не задумываться над своими нравственными поступками.
 
   То, что ребёнку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.
 
    Одобрения очень полезны для ребят, неуверенных в себе, очень стеснительных, принижающих свои возможности. Однако по отношению к детям, которым всё даётся легко, без большого напряжения сил, в характере которых замечается излишняя самоуверенность, склонность к тщеславию, зазнайству, целесообразна некоторая скупость в мерах поощрения. Не пользу, а вред детям всех возрастов приносят незаслуженные одобрения, похвалы, награды. Они обесценивают метод поощрения как средство воспитания, ибо достаются легко, без всяких усилий, а потому не вызывают стремления что-то совершенствовать в себе, делать лучше. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребёнок заставил себя выполнить какие-то нелёгкие для него требования. То, что его усилия замечены, радует, окрыляет его, вызывает желание требовать от себя ещё больше. Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека. …наказания.
 
    Наказание – дело сложное. Необходимо много и серьёзно думать о разумном, только выверенном использовании разнообразных способов и форм наказания. А это далеко не просто.
    Бесспорно, что детей нельзя унижать физически и другими нравственно оскорбительными приёмами наказания Нужно очень экономно применять даже такие формы наказания, которые не унижают достоинства ребёнка. Каждым приёмом надо пользоваться так, чтобы обязательно добиваться должного воспитательного эффекта.
   Чтобы максимально умело использовать приём наказания, необходимо на весы «родительского правосудия» прежде всего, положить не сам поступок, не само нарушение, а всё, что имеет отношение к нему (мотивы, причины, которые побудили совершить поступок). Переживания, чувства самого ребёнка, связанные с проступками, характеризуют состояние его нравственного развития. Именно их, прежде всего, необходимо принять во внимание, выбирая меры воздействия, которые смогут, конечно, не сразу, привести к сознательному изменению в поведении ребёнка. Таким образом, любое осуждаемое нами поведение выглядит совсем иначе после того, как мы терпеливо, объективно постараемся разобраться в обстоятельствах, мотивах, побудивших совершить поступок, разберёмся в возрастных (умышленно или по незнанию), индивидуальных особенностях ребёнка, присмотримся к моральному уровню его личности. Рассматривая всё это в совокупности, мы делаем своеобразный рентгеновский снимок с проступка, начинаем смотреть на него не с внешней стороны, а как бы изнутри, понимать, что его породило, на что следует обрушить свой справедливый гнев и в какой мере. При такой оценке мы не будем удивляться, что за равнозначные проступки один ребёнок получает от здравомыслящего родителя очень строгое наказание, а другой может обойтись просто замечанием. Порой и небольшая на первый взгляд провинность требует строгого наказания, а на более серьёзный проступок бывает достаточно отреагировать просто дружеским советом. Да! Дети часто совершают одни и те же или похожие друг на друга проступки, нарушения, но то, что стоит за ними, их «рентгеновские снимки», никогда не имеют совершенно одинакового рисунка. «Наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, чрезвычайно приспособленным к отдельной личности» А.С.Макаренко. Только при таком подходе наказание становиться не просто устрашением, возмездием за проступок, а действительным средством воспитания. Только тогда оно помогает пресекать отрицательные проступки, побуждать к исправлению, а также при определённых обстоятельствах укреплять положительное поведение, хорошие привычки. В семейном воспитании почему-то часто упускают вот эту последнюю, позитивную сторону воздействия наказания. Ведь очень часто мы наказываем детей за такие промахи и проступки, которые возможно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Испортил вещь – почини; сделал беспорядок – убери; не согласился есть в обед, как все – жди ужина; плохо выполнил работу – переделай… При такой реакции взрослых наказание выступает в сочетании с полезными упражнениями. Комбинация методов даёт хороший эффект. Её воспитательный смысл в том, что наказание вытекает из характера проступка и практически закрепляет положительное поведение. Следовательно, наказание преследует две основные задачи: · Тормозить отрицательные проступки; · Закреплять положительные поступки. Также, наказание никогда не достигнет своей цели, если оно несправедливо в глазах самого ребёнка, а справедливость наказания вызывает у ребят именно то направление чувств, которое приводит к правильной оценке своего поведения, обогащает его положительный, нравственный опыт. Действенное и правильное наказание обязательно должно, так или иначе, разрешить конфликт. Если конфликт исчерпан – это верный показатель, что способ, приём воздействия был найден правильно. Ни одна форма оскорбительного наказания не ликвидирует конфликта, даже в том случае, если даёт возможность добиться послушания. Недолгое внешнее подчинение не означает, что от чувства унижения, обиды, мести ничего не осталось. Чаще всего, скрытые до какого-то времени, они нарастают и потом прорываются с новой силой. Злоупотребление наказаниями, наказания для острастки, наказание тогда, когда можно обойтись без наказания – всё это приводит, в конце концов, к тому, что ребёнок перестаёт на них реагировать так, как это нужно в воспитательных целях. Такое случается обычно в семьях, где наказание бывает главным, почти единственным методом воздействия. Оно приводит к семейной катастрофе, ровно, как и полная безнаказанность – ребёнок отбивается от рук. Чтобы наказания помогали формировать, укреплять положительные качества и пресекать, тормозить отрицательное поведение, нужно раз и навсегда уяснить, что это лишь часть воспитательного воздействия. Наказание, как сильнейшее лекарство, необходимо применять только тогда, когда без него нельзя обойтись, когда есть уверенность, что оно даст именно тот результат, который нужен. Оно действует при точнейшем диагнозе и в допустимых дозах. При ошибочном диагнозе, при неумении учесть всю совокупность внутренних и внешних причин проступка наказания могут вызвать тяжёлое осложнение и самые печальные последствия. Разумеется, это только о строгих наказаниях и для детей, воспитание которых серьёзно запущено. Следует помнить, что первая ступень в наказании – осуждение. Оно имеет очень много форм, оттенков, нюансов: осуждающие взгляды, жесты, слова и выражения. Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Практические рекомендации для родителей
    Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями,сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных экзаменах. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своегоребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами,но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родителимогут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослыхочень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигаетсамую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись —вдохнуть полной грудью и идти дальше. * Задолго до экзаменов обсудите ребенком, что именно ему придется сдавать, какиедисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможетсовместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить большевремени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошознакомые — в часы спада. * Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже неочень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другогопредмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или инымтемам, а вы задавайте вопросы, чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. * Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку,прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти наподготовку организма, а не знаний. * Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интереснознать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовалисьшпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенкупонять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получитьотметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только ташпаргалка, что написана его собственной рукой. * В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменногоэкзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике изсправочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадитеза стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засекитевремя и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон илиродственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибкии обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнегоэкзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось сосредоточиться на задании и неотвлекаться? * Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство отпереутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе,крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда можетнанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этомупрепятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка без слов. * Если ваш ребенок получил ниже, чем хотелось бы или провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним,вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какиевыводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

    Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
    Используйте время, отведённое на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть, высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
    Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
    Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Также необходимо определить время занятий с учётом ритмов организма.
    К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем ещё раз – утром.
    Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
    Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы.  
    Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
    Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своём здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться, соблюдать режим.
     Не забывайте о прогулках и спортивных занятиях. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
                         
                            Психолог: Вершинина Л. А.

График работы психолога:
Вторник: 8:00-14:00
Четверг: 13:00-16:00
Суббота: 8:00-14:00
Консультирование обучающихся:
Четверг: 13:30-14:30
Консультирование родителей:
Суббота: 9:00-11:00
Консультирование педагогов:
Суббота: 13:00-14:00

Микрорайон МБОУ «ООШ № 3»

Ломоносова              18, 20, 21, 22, 25,28, 30, 31а, 32, 33, 33а, 35, 37, 39, 41, 43 
Космонавтов            1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 16, 19 
Менделеева              6, 8, 9, 10, 12 
Молодежная            1а,2, 2а, 4, 6, 8 
Полтавская              13, 13а, 14а, 15, 15а, 156, 35, 37, 39, 40, 41 
Весенняя                   1, 2, 3

Конституция РФ, Статья 43 Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Комм. Ноздрачев А.Ф. В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. в редакции Федерального закона от 12 июля 1995г.
В этом Законе определены принципы государственной политики в области образования. В ст.1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования; приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.
В ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона «Об образовании».
Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона «Об образовании».
Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Под системой образования понимается совокупность:
— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
— реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст.9 Закона «Об образовании».
Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:
— дошкольных;
— общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
— дополнительного образования взрослых;
— специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
— дополнительного образования;
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
— дополнительного образования детей;
— других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона «Об образовании»). Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.
Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.
Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию.
Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст.19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.
По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.
Часть 5 ст.43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации. Федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании». Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.
В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке. При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Статистика